Fontes historiae Magni Ducatus Lithuaniae


X–XIII вв. | XIV в. | XV в.

[1350-1392]. [Дата и место не указаны]. Княгиня Ульяна (Александровна), жена или вдова в.к.л. Ольгерда жалует витебской церкви святого Иоанна Богослова службу с земли Федоровщина.

Оригинал неизвестен. Текст был вписан в древнее Евангелие. - Упоминание о пожаловании содержится в более позднем документе – решении витебского наместника Михаила Сокула по делу между священником витебской церкви святого Иоанна Богослова иереем Иваном, с одной стороны, и господарской боярыней Витебского повета Натамилой Марковай и ее сыновьями Михном, Юхном и Богданом, с другой стороны, о спорной земле Федоровщина (Витебск, 1546.VII.20, индикт 4). Пожалование Ульяны Александровны признано в результате судебного разбирательства аутентичным и правомочным. Судебное решение актиковано гродским урядом Витебского воеводства 1591.VI.16. Оригинал выписки из витебской гродской книги на момент первой публикации (1863) находился в витебской церкви Иоанна Богослова.

Основные публикации: Материалы для истории белорусской церкви // Вестник Юго-Западной и Западной России. 1863. Июль. Год второй. Т. 1. Отдел I. С. 17, № 1; Сапунов А.П. Витебская старина. Т. 1. Витебск, 1883. С. 45, № 23 (по первому изданию).

Упоминание в судебном решении 1546 г.: "И мы пытали того свещенника, естли бы онъ мелъ на тую землю якие листы. Он перед нами въказывалъ Евангелие, в которомъ же Евангеліи описуетъ кнегиня Оуляна Олкгирдовая, ижъ тую землю Федоровщину зуполну службу надала на церковь Божю светого Иоана Богослова, и врочища, покуль мають священники тую землю на церковъ Божю держати. И тот свещенникъ над то поставлялъ перед нами двадцати и трохъ светковъ людей добрыхъ обополныхъ, которые дей тое земли Федоровщины есть добре сведоми с давныхъ часовъ, ижъ то церковная земля...".

В том же судебном решении 1546 г. описаны границы земли Федоровщина: «И я посылалъ <...> мещан Витебскихъ Ивана Кузнецова а Стефана Лускину. Они за росказаньемъ нашымъ с тыми светками кругомъ тое земли ездили и нам приехавшы отказали в тотъ способъ, кгдыжъ дей повели насъ тыи светки, почовъ от Колыбелищъ да в поточыну, а тою поточыною противъ сеножати и чрезъ великую дорогу, которая дорога идетъ от Витебска къ Глазомычомъ и до Илемницы, а отъ тое дороги старосельскою дорогою, а отъ старосельское дороги межою да в можчалину, а от можчелины межою одъ дубъ ново поле, а отъ того поля на дороги, которая черезъ дворище попово церковное идеть с тое жъ дороги межою в Хмелинецъ, а хмельница межою, а тою межою на дорогу городовую до тые жъ пяты Колыбелищ, откуль почали завожати» (Материалы для истории белорусской церкви, с. 18).

О.Л. Fontes historiae Magni Ducatus Lithuaniae; starbel.by/dok/d078.htm, 2010.IX.13.