Fontes historiae Magni Ducatus Lithuaniae


X–XIII вв. | XIV в. | XV в.

[1161], въ лѣ[то] 6000 и 669. [Полоцк]. Игуменья Евфросиния кладет честный крест в своем монастыре в церкви Святого Спаса.

Крест до Второй мировой войны находился в Могилевском областном музее, откуда был вывезен в июле 1941 г. сотрудниками НКВД при приближении немецких войск. Далее он бесследно исчез.

Изображение креста преподобной Евфросинии Полоцкой в книге: Вестник Юго-Западной и Западной России. 1863, июнь, год первый, том IV. Вклейка в конце книги [приложение к статье: Говорский К. Жизнь преподобной княжны полоцкой св. Евфросинии, с историческим описанием основанного ею Полоцкого девичьего Спасо-Преображенского монастыря, с опровержением распространенного папистами мнения, будто бы она наравне с другими древними святыми угодниками Русской Церкви была униатка, и с приложением изображения креста, устроенного ею для монастырской церкви (Окончание). С. 88–100].
Прорись надписей боковых сторон креста и подписи мастера Лазаря Богши. По негативам, снятым в Полоцке фотографом И. Ф. Чистяковым в 1896 г. и найденным в архиве И. А. Шляпкина. Алексеев Л.В. Лазарь Богша – мастер-ювелир XII в. (Из истории прикладного искусства Полоцкой земли) // Советская археология. 1957, № 3. С. 231–232.

Описание креста преподобной Евфросинии Полоцкой в книге: Белоруссия и Литва. Исторические судьбы Северо-Западного края. С высочайшего соизволения издано при Министерстве внутренних дел П.Н. Батюшковым. С одной хромолитографией, 99 гравюрами и картой. СПб., 1890. С. 24 (первая пагинация); с. 39–43 (вторая пагинация).

      Член совета Полоцкого церковного братства, священник Михаил Дубровский составил следующее описание креста.

      "Драгоценный крест устроен преподобной Евфросинией, как видно из находящейся на нем надписи, в 1161 году. Крест этот сделан вместо ковчега для хранения драгоценных памятников страданий Христовых, мощей святых угодников Божиих и других предметов христианского благоговения, которые преподобная Евфросиния выписывала для своей обители из Константинополя и Иерусалима. Он имеет шестиконечную форму. Длина его 113/8 вершка, верхний поперечник (титло) 3 вершка, нижний – 45/8 вершка. Содержащаяся в нем святыня обозначена следующими надписями.
      С правой стороны: 1) Кровь Х(ристо)ва, то есть капли бесценной крови Христа, оставшиеся на Древе Крестном, которое, как известно, обагрено было ею во многих местах. Сию святыню покрывает маленький четвероконечный крест и осеняют четыре круга, из коих на первом изображено , на втором ХС, на третьем НИ, на четвертом КА, но последние истерлись. 2) † Дрѣво Животьное, то есть часть древа животворящего креста Господня. Она покрыта снаружи также небольшим шестиконечным крестом.
      С левой стороны: 1) † Ѡт гроба Пресвѧтыѧ Богородицѧ, то есть часть камня от гроба Пресвятой Богородицы, на коей изображен был лик Ее с предвечным Младенцем. 2) † Гробъ Господьнь, то есть часть камня от Гроба Господня. 3) † Мощѣ св(я)т(а)го Стефана. 4) † Кровь с(вя)т(а)го Дьмитриѧ. 5) † Мощѣ с(вя)т(а)го Пантелѣимона.
      Весь крест обложен золотыми и серебряными вызолоченными листами, на которых находится множество весьма искусно сделанных украшений и двадцать маленьких образков (исполненных византийскою перегородчатою эмалью), из коих один утрачен. Над каждым из образков вырезана надпись частию греческими, частию славянскими буквами.
      С правой стороны: 1) IС, ХС. Образ сей во всех частях своих, даже персты благословляющей руки, составлен из самых мелких камней. 2) МР. ѲѴ. Божия Матерь изображена с простертыми дланями. 3) Іѡ Кр. Иоанн Креститель изображен также с простертыми дланями. 4) Арх Мих. Архистратиг Михаил. 5) Арх Гав. Каждый из Архангелов изображен держащим в одной руке шар. 6) (А) Іѡ(а)н. 7) (А) Матѳеос. 8) (А) Лукас. 9) (А) Маркос. Каждый из евангелистов представлен с Евангелием в руках. Знак (А) означает греческое слово о агіос – что значит святый. 10) И агїа Ефросїн – преподобная Евфросиния Александрийская, имя которой при пострижении своем приняла преподобная Евфросиния Полоцкая. От этого образа уцелела часть руки с крестом и часть одежды. 11) (А) Георгїос – святой великомученик Георгий, в воинской одежде, с повязкою на челе и четвероконечным крестом в правой руке. 12) (А) и агїа Софиа – святая великомученица София, с четвероконечным крестом в правой руке.
      С левой стороны: 13) (А) Іѡ(а)н о хрстом – святой Иоанн Златоуст, в святительской одежде, с шестиконечным крестом и Евангелием в руках. 14) (А) Василии – святой Василий Великий, также с Евангелием в руках. 15) Пустое место, на котором находился утраченный образ святого Григория Богослова. 16) (А) Петрос – святой апостол Петр. Образ этот совершенно истерся, так что остались одни следы его. 17) (А) Павьлос – святой апостол Павел. На этом образе уцелели одежда и рука, изображенная с книгою, а лик стерся. 18) (А) Стефн – святой первомученик Стефан. Лик истерся, а обе руки, из коих левая держит свиток, и одежда вся в целости. 19) (А) Дьмїтрио – святой великомученик Димитрий с четвероконечным крестом в правой руке. Образ сохранившийся, за исключением венца вокруг главы. 20) (А) Пантелеимон – святой великомученик Пантелеимон, держащий в руке ковчежец.
      Нельзя не заметить здесь, в каком строгом порядке, применяясь к местному удобству, расположены все эти образа, совокупность которых представляет почти всю историю Нового Завета и первобытной Церкви среди обуревавших ее гонений.
      В боковой подписи, начертанной вокруг всего креста на серебряных вызолоченных дощечках, изображена воля преподобной Евфросинии, чтобы крест сей, положенный ею в монастыре – в церковь Святого Спаса, оставался в ней навсегда и никем не был от оной отчуждаем под опасением подвергнуться строгой клятве. Надпись эту сообщаем буквально [кириллические цифры заменены на арабские, пунктуация современная – О. Л.].
      † Въ лѣ[то] 6000 и 669 покладаеть Ѡфросиньѧ чьстьныи кр(е)стъ въ манастыри своемь въ ц(е)ркви С(вя)т(о)го Сп(а)са. Чьстьное дрѣво бесцѣньно есть, а кованье его злото, и серебро, и камѣнье, и жьнчигъ въ 100 гривнъ, а др... 40 гривнъ.
      Да нѣ изнесѣтьсѧ из манастыря никогда же, яко ни продати, ни ѡтдаті. Аще се кто прѣслоушаеть, изнесѣть и ѡт манастыря, да не боуди емоу помощникъ чьстьныи кр(е)стъ ни въ сь вѣкъ, ни въ боудщии, и да боудеть проклѧтъ С(вя)тою Животворѧщею Троицею и с(вя)тыми ѡтци 300 и 18 семию съборъ с(вя)тыхъ от(е)ць и боуди емоу часть съ Июдою, иже прѣда Х(ри)с(т)а. Кто же дрьзнеть сътвори с[ие], властелинъ или кнѧзь, или пискоупъ, или игоумѣнья, или инъ которыи любо ч(е)л(о)в(е)къ, а боуди емоу клѧтва си. Ѡфросинья же раба Х(ри)с(то)ва, сътѧжавъши кр(е)стъ сии, прииметь вѣчную жизнь съ всѣ[м]и с[вятыми].

      Из этой же надписи можно видеть, что употребленное на крест золото, серебро, дорогие камни и жемчуг стоили 100 гривен и сверх того 40 гривен на др..., по всей вероятности на мозаику, составляющую значительную часть дорогих украшений креста. Обе суммы вместе равняются 1400 рублей. Весь крест по краям унизан был жемчугом, который в течение веков в некоторых местах осыпался. Остатки его изображены на рисунке. Кроме того, из рисунка можно усмотреть, что с правой стороны креста находится 8 больших дорогих камней и столько же меньших, расположенных по углам маленьких крестов, лежащих над частями Честнаго Древа.
      На левой стороне креста, в самом низу, под образом святого Пантелеймона и вокруг части его мощей, вырезана еще следующая надпись мелкими буквами:
      Г(оспод)и, помози рабоу своему Лазорю, нареченомоу Богъши, съдѣлавшемоу крьстъ сии црькви С(вя)таго Спаса и Ѡфросиньи.
      Буквы находящихся на кресте надписей отличаются всеми признаками времени, к которому принадлежат, – древним очертанием и особенною правильностью, какую можно видеть в рукописных памятниках того времени.
      Крест сей в течение четырех столетий находился в Спасской обители. Пред завоеванием Полоцка царем Иоанном Грозным монахини перенесли его в Софийский собор в г. Полоцк. В 1596 г. Софийский собор обращен был в униатскую церковь; вместе с собором и крест перешел в руки униатов и оставался у них во все время существования в Полоцке унии, то есть до 1839 года. Впрочем униаты дорожили этим крестом и уберегли его от рук иезуитов, которые, владея Спасским монастырем и зная, что крест этот, согласно воле преподобной Евфросинии, должен находиться в Спасской церкви, неоднократно домогались завладеть им. С этой целью они не раз вели с униатами судебные процессы о возвращении креста в Спасскую церковь, обращенную ими в латинский костел и, не успев достигнуть этого путем судебных процессов, прибегали к насилию и хитрости. Так, однажды в праздник Воздвижения, когда крест вынесен был для поклонения на средину церкви, они успели похитить его, подложив на его место другой, по наружности совершенно похожий, крест. Но подлог тотчас был замечен: униаты догнали похитителя на полпути к иезуитскому коллегиуму и отняли у него крест. Во время отечественной войны 1812 года крест, для большей безопасности, хранился в стене Софийского собора – в нише, наглухо заделанной кирпичом. В 1841 году, по восстановлении Спасской обители, он торжественно перенесен был из Софийского собора в Спасскую церковь и положен на хорах, в той самой келье, где некогда подвизалась преподобная Евфросиния. Торжество перенесения креста совершено 23 мая, в день празднования памяти преподобной Евфросинии, преосвященным Василием, архиепископом полоцким, при многочисленном стечении народа. В воспоминание сего события ежегодно совершается 23 мая из всех полоцких церквей крестный ход в Спасскую обитель".

О.Л. Fontes historiae Magni Ducatus Lithuaniae; starbel.by/dok/d135.htm, 2009 г., 2018.VII.12, 2018.VIII.22.