Fontes historiae Magni Ducatus Lithuaniae


X–XIII вв. | XIV в. | XV в.

[Вторая половина XIII в. – XIV в.]. [Место составления неизвестно]. Житие преподобного Кирилла, епископа Туровского.

Оригинал: неизвестен. Текст сохранился в составе Прологов XIV–XVII вв. под 28 апреля и, по классификации Сон Джонг Со, разделяется на два вида.

Списки первого вида:

  • РНБ, СПбДА, А.I.264, т. 2, л. 83 об. - 84. Прилуцкий Пролог XIV в. (по датировке Сон Джонг Со) или первой четверти (начала?) XV в. (по датировке О. В. Лосевой).

  • РГБ, собр. Большакова, № 188, л. 77 об. - 78 об. Пролог первой половины XV в.

  • РНБ, F.I., № 757, л. 177-178 об. Конец XV - начало XVI в.

  • РНБ, собр. Погодина, № 602, л. 153 об. - 154 об. Конец XV - начало XVI в.

  • РНБ, Софийское собр., № 1344, л. 150-151. XVI в.

  • РНБ, Софийское собр., № 1348, л. 132-133. XVI в.

  • РНБ, F.I., № 277, л. 89 об. - 90. XVI в.

  • БАН, собр. Каликина, № 36, л. 178 об. - 179 об.

  • ГИМ, Уваровское собр., № 1819 (533) (Цар. 396), л. 173 об. - 175. Сборник 1642 г.

  • Пролог печатный. Москва, 1643. Л. 302-303 об.

Списки второго вида:

  • БАН, Архангельское собр., Д-100, л. 107-108. XV в.

  • РНБ, собр. Титова, № 1219, л. 106-107. XV-XVI в.

  • РНБ, Софийское собр., № 1343, л. 120 об. - 122. XVI в.

  • РНБ, собр. Погодина, № 620, л. 65 об. - 66 об. Первая треть XVI в.

  • РГБ, собр. Румянцева, № 322, л. 239 об. - 241. XVI в.

  • РНБ, ОЛДП, F.212, л. 299-300 об. Стишной Пролог XVI в. (список опубликован А. А. Мельниковым).

Основные публикации и литература: [Сухомлинов М.И.] Рукописи графа Уварова. Т. 2. СПб., 1858. С. 1—2; Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Т. 3. СПб., 1868. С. 307; Пономарев А.И. Св. Кирилл еп. Туровский и его церковно-учительные произведения // Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Вып. 1. СПб, 1894; Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1, ч. 1. М., 1904. С. 656; Владимиров П.В. Древняя русская литература киевского периода XI—XIII вв. Киев, 1900. С. 152; Никольский Н.К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности № I—XXIII // СОРЯС. Т. 33. СПб., 1907. С. 62—64; Титов Ф. Кирилл еп. Туровский // Православная Богословская Энциклопедия. Т. 10. СПб., 1909. С. 398; Franklin Simon. Sermons and Rhetoric of Kievan Rus'. Cambridge (Mass.), 1991. P. 169—170; Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (988—1237 гг.) / 2-е изд., испр. и доп. для русского перевода. СПб., 1996. С. 167; Рогачевская Е.Б. Цикл молитв Кирилла Туровского. М., 1999. С. 7—8; Мельнікаў А.А. Кірыл, епіскап Тураўскі. Жыццё, спадчына, светапогляд. 2-е выд. Мн., 2000. С. 14-16; Сон Джонг Со. Творчество Кирилла Туровского в контексте книжности его эпохи / Автореф. дисс. ... канд. филолог. наук. СПб., 2003; Сон Джонг Со. Житие Кирилла Туровского в составе Пролога // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 55. СПб., 2004. С. 228-239; Лосева О.В. Жития русских святых в составе древнерусских прологов XII - первой трети XV веков. М., 2009. С. 233-235, 350-354. - Транслитерация сделана О. В. Лицкевичем по фотоснимкам рукописи РГБ, ф. 37, собрание Т. Ф. Большакова, № 188 специально для сайта; этот список в основном более исправный, чем список РНБ, СПбДА, А.I.264, т. 2, опубликованный О. В. Лосевой. Литература и сведения о большинстве списков приводятся на основе статьи Сон Джонг Со.

      [л. 77 об.] Въ тъ ж д(е)нь1 памѧт с(вя)т(а)го ѡтца наш(е)го Кюрила, еп(и)с(ко)па Туровьскаго.
      Сь бѣ бл(а)ж(е)ныи Кюрилъ рожаи и воспитание града Турова2-2, б(ог)ату родителю с(ы)нъ. Но ѡбаче не люблѧше б(ог)атьства и славы тлѣнныа мира сего, но паче всего прилежаше Б(о)ж(е)ственымъ книгамъ оучению и добрѣ извыче Б(о)ж(е)ственая писания.
      По времени же ѡтшедшю в манастырь и быс мнихъ. И паче всихъ Б(ого)ви работаше, постомь и бдѣньемь оудрачая тѣло свое, и створи себе ч(и)сто приятелище С(вя)т(о)му Д(у)ху. И мнозѣмь на пользу быс, оуча и пооучая мнихи в покорении же и в послушании быти къ игумѧну и того имѣти, яко Б(ог)а, и при всемь его послушати. Черньчь бо, иже не имѣеть послушания къ игумѧну, якоже ѡбѣщасѧ, таковыи не можеть [л. 78] быти сп(а)сенъ.
      По семь бл(а)ж(е)ныи, на болшая подвигы жалая, въ столпъ вшедъ, затворисѧ и ту пребы на неколико времѧ, постомь и м(о)л(и)твами паче тружаясѧ. И многа Б(о)ж(е)ственая писания изложи, и славенъ быс по всеи странѣ тои. Оумоленьемь кн(я)зѧ и людии того града възведенъ быс на столъ еп(и)с(ко)пьскыи и ѡт митрополита поставлень быс еп(и)с(ко)п(о)мь града Турова, тако наричаемому, ѡтстоящь близь Киева, и быс добрѣ подвизасѧ по Ц(е)ркві Б(ож)ии.
      И Федорча же3-3, за оукоризну тако наричаема, сего бл(а)ж(е)ныи Кюрилъ ѡт Б(о)ж(е)стве(ны)хъ писании ересь ѡбличи и проклѧтъ его. И Андрѣю же Б(ог)олюбивому4 кн(я)зю многа послания написа, и книгы написа ѡт еоу(ан)г(е)льскыхъ и пр(о)р(о)чскыхъ сказании, яже суть 5-5 на праздникы Г(оспод)ьскыя, и ина много д(у)ше полезная в нихъ словеса, и яже к Б(ог)у м(о)л(и)твы и похвала многымъ с(вя)т(ы)мъ, си всѧ и ина множаишая написа, Ц(е)ркви предасть 6-6, яже и донынѧ держать вѣрныи Рускыя люди, всѧ просвѣщающи и веселѧщи.
      И тако доброч(е)стнѣ и бл(а)гоч(е)стнѣ поживъ и добрѣ порученое ему стадо оупасъ, престависѧ въ вѣчный и бесконечный животъ.
      Придѣте же дн(ес)ь, брат(и)е, да похвалимъ сего с(вя)т(ите)ля, гл(аголю)ще: Радуйсѧ, с(вя)т(ите)лю ч(е)стный, оуч(и)т(е)лю, другый Злат(о)словесныи7, иже намъ в Русѣ восия [паче в]сѣхъ8. Рад(у)йсѧ, иже [сво]имь9 с(вя)т(ы)мь и тресвѣтлымъ оученьемь конца Рускыя ѡсвѣти. Рад(у)йсѧ, яко с(о)лнце, ѡмрач(е)ныя и темныя и тъ просвѣти б(ог)оразумьемь. Молим же тѧ сѧ, малая сия словеса приносѧщи: моли ѡ насъ Вседержителѧ, Емуже нынѣ [л. 78 об.] предъстоиши деръзновеньемь, ѡт лежащая10 намъ бѣды 11-11 избавитисѧ, ѡт безбожныхъ агарѧнъ, присномучащихъ насъ. Да получимъ м(и)л(о)сть м(о)л(и)твами твоими и грѣхомь ѡтдание и присносущихъ бл(а)гъ наслажение во ѡномь вѣцѣ.

1 28 апреля. 2-2 В списках второго вида добавлено: в Русстѣй странѣ тако нарецаема. 3-3 В списках второго вида добавлено: еретика епископа. 4 В списках второго вида: Боголюбскому. 5-5 В списках второго вида добавлено: чтомы. 6-6 В списках второго вида добавлено: И канон великии о покаянии сътвори к Г(оспод)у по главам азбукии. 7 В списках второго вида: Златоуст. 8 Несколько (4–5) букв не читаются из-за дырки. 9 Примерно 3 буквы не читаются из-за дырки. 10 Следует читать: належащая. 11-11 В списках второго вида добавлено: и томления поганскаго.

О.Л. Fontes historiae Magni Ducatus Lithuaniae; starbel.by/dok/d140.htm, 2018.IX.29.