Fontes historiae Magni Ducatus Lithuaniae


X–XIII вв. | XIV в. | XV в.

[1315.V – не позднее 1317.VIII]. [Дата и место выдачи неизвестны]. Византийский император Андроник Палеолог и константинопольский патриарх Иоанн Глика (Гликис) учреждают Литовскую митрополию, выделив ее из состава Русской митрополии, и назначают первого митрополита.

Оригинал: неизвестен. Об обстоятельствах создания Литовской митрополии упоминается в ряде византийских источников XIV–XV вв.

Упоминание 1: Так называемый "Список епископий Константинопольской церкви" (Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae). Notitiae 17, 18 и 19, созданные в XIV в., сохранились в целом ряде рукописей, которые классифицированы и проанализированы Ж. Даррузесом (Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Texte critique, introduction et notes / Par J. Darrouzès. Paris, 1981). В первой редакции Notitia 17 сообщается о том, что Литва первоначально представляла собой парафию Великой Руси, а затем император Андроник Палеолог выделил ее в отдельную митрополию при святейшем патриархе Иоанне Глике. Во второй редакции Notitia 18 добавляется, что это произошло в 6800 (ςω) г. и что Литовская метрополия стала 82-й по счету кафедрой Константинопольской Церкви. В дополнении к Notitia 18 разъясняется, что упадок Литовской митрополии был связан с немногочисленностью здешних христиан и соседством Русской митрополии.

Упоминание 2: Послание митрополита Монемвасии Кирилла (1428 г.), которое, как считают, было написано его секретарем Исидором (1380/1390–1463), впоследствии митрополитом Киевским и всея Руси. Послание находится в манускрипте Biblioteca Apostolica Vaticana, Codex Palatinus Graecus 226, на листах 115–133v. Интересующий нас фрагмент записан на л. 126v. Рассказывая об истории создания Монемвасийской митрополии, автор послания ссылается на пример создания митрополии в Литве. Как можно судить по переводу на литовский язык, опубликованному С. К. Роуэллом, автор послания, в частности, пишет: "Если же речь заходит о епископах, император действительно может их перемещать, но нельзя изменять ни митрополии, ни епархии. Можно процитировать канон, в котором говорится, что "императору разрешается ведать церковными парафиями и привилегиями". Это не только говорится, но и делается. Не говоря уже о многих древних примерах, разве не случилось так, что славной памяти император его милость Андроник Палеолог определил в качестве митрополии, занимающей восемьдесят второй престол, Литву, которая раньше не была даже епархией, а входила в состав Русской митрополии? Разве не назначил ей митрополита светлой памяти святейший патриарх его милость Иоанн Глика, а за ним еще один и в течение многих лет другие, хотя сейчас так не делается по причине расстройства дел". См. Chartularium Lithuaniae res gestas magni ducis Gedeminne illustrans / Gedimino laiškai / Ed., transl. and commented by S.C. Rowell. Vilnius, 2003. P. 30–31, № 11 (здесь указана другая литература).

Упоминание 3: Непосредственное отношение к теме образования Литовской митрополии имеют акты синодов Константинопольской Церкви, в которых упоминается об участии митрополита Литвы. Старейшее такое упоминание датируется августом 1317 г., и эта дата ставит terminus ante quem для учреждения митрополии.

Основные публикации и литература. Помимо названных выше публикаций источников, выполненных Ж. Даррузесом и С. К. Роуэллом, для того, чтобы лучше ориентироваться в этой проблематике, полезными могут оказаться работы: Павлов А. С. О начале Галицкой и Литовской митрополий и о первых тамошних митрополитах по византийским документальным источникам XIV века. М.: Унив. тип., 1894. – 40 с. – Отд. отт. из № 5 "Рус. обозрения" (1894. кн. 5, май. С. 236–241); Цукерман К. Из ранней истории Литовской митрополии // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых і міждысцыплінарных даследаванняў. Зборнік навуковых артыкулаў II міжнароднай навуковай канферэнцыі, Полацк, 17–18 красавіка 2014 г. Ч. 2. Наваполацк, 2014. С. 145–152.

Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae. Texte critique, introduction et notes / Par J. Darrouzès. Paris, 1981. P. 399 (Not. 17); 407, 409 (Not. 18); 413 (Not. 19)

Νοtitia 17 (первая редакция)

      Πα. Ο Γαλιτζης αυτη, επισκοπη εξ αρχης ουσα της Μεγαλης Ρωσιας, ετιμηθη εις μητροπολιν παρα του αοιδιμου βασιλεως κυρου Ανδρονικου Παλαιολογου του γεροντος, επι του αγιωτατου πατριαρχου κυρου Αθανασιου εν ετει .ςωια. της γ επινεμησεως.
      Πβ. Ο Απαμειας και αυτη, αρχιεπισκοπη αρχηθεν ουσα, ετιμηθη εις μητροπολιν.
      Πγ. Ο Λιτβαδων: τα Λιτβαδα ενορια οντα της Μεγαλης Ρωσιας, μητροπολις γεγονασι παρα του αυτου βασιλεως επι του αγιωτατου πατριαρχου κυρου Ιωαννου του Γλυκεως.

Νοtitia 17 (вторая редакция)

      Πα. Η Απαμεια, αρχιεπισκοπη αρχηθεν ουσα, ετιμηθη εις μητροπολιν και θρονον πα.
      Πβ. Η Λιτβων: το αυτο και Λιτβαδα λεγονται ενορια οντα της Μεγαλης Ρωσιας, μητροπολις γεγονασι και εις πβ τετιμηνται θρονον παρα του βασιλεως κυρου Ανδρονικου επι του αγιωτατου πατριαρχου Ιωαννου του Γλυκεως, εν ετει .ςω.

Νοtitia 18 (основной список)

      Πα. ο Απαμειας
      ο Γαλιτξης
      Πβ. ο Λιτβων (ο Λιτβαδων)
      Πγ. ο Καυκασιου

Νοtitia 18 (приложение)

      Τον μεν Γαλιτζης, πολλαχις τιμηθεντα, εις επισκοπον αυθις υποβιβαζεσθαι τη του βασιλεως δυναστεια.
      Τον δε Λιτβων, ως απαξ γεγονοτα τη του βασιλεως εκεινου κυρου Ανδρονικου Παλαιολογου του γεροντος περι τα τοιαυτα φιλοτιμια, ειτα καθολου σχολασαι, αμα μεν δια το βραχεις ειναι πανυ τους εν Λιτβοις χριστιανιζοντας, αμα δε ως και αυτου του τοιουτου εθνους τη Ρωσια παρακειμενου και υπο του Ρωσιας ευκoλως εχοντος διεξαγεσθαι.

Νοtitia 19

      Ξη. Ο Απαμειας, εν αντω και ο Λιτβων και ο Καυκασιου.

Перевод на литовский язык (Chartularium Lithuaniae res gestas magni ducis Gedeminne illustrans / Gedimino laiškai / Ed., transl. and commented by S.C. Rowell. Vilnius, 2003. P. 31)

Νοtitia 17 (первая редакция)

      81. 6811 metais Galicijos provincija, vyskupystė priklausiusi Didžiajai Rusiai, pakelta į metropoliją žymaus imperatoriaus pono Androniko Paleologo Senojo laikais bei pašventinta švenčiausiojo patriarcho pono Afanasijaus.
      82. Apamėjos provincija <...>.
      83. Litvados provincija. Litvada, būdama Didžiosios Rusios [metropolijos] parapija, tapo metropolija per tą patį imperatorių bei švenčiausiąjį patriarchą poną Joną Glukų.

Νοtitia 17 (вторая редакция)

      81. Apamėjos provincija <...>.
      82. 6800 metais Litva, arba Litvada, Didžiosios Rusios [metropolijos] parapija tapo metropolija ir buvo paskirta 82 sostui per imperatorių poną Androniką bei švenčiausiąjį patriarchą Joną Glukų.

Νοtitia 18 (основной список)

      81. Apamėjos provincija.
      Galicijos provincija.
      82. Litva (Litvada).
      83. Kaukasijos provincija.

Νοtitia 18 (приложение)

      Galicijos metropolitai gavo tokį rangą daugelį sykių, tačiau imperatoriaus galia jie būdavo grąžinami į [eilinių] vyskupų gretas.
      Litvados [t.y. Lietuvos kaip LDK] metropolija kadaise buvo sukurta imperatoriaus pono Androniko Paleologo Vyresniojo malone, paskui toji katedra liko neužimta dėl to, kad Lietuvoje labai nedaug krikščionių, o jie priklauso tai pačiai Rusios tautai, ir tos Rusios [metropolija] turi klestinčias vyskupystes.

Переводы Notitia 18 (приложение) на русский язык

      В историографии получил широкое распространение перевод А. С. Павлова (О начале Галицкой и Литовской митрополий, с. 33): "Эта [то есть Литовская] митрополия, раз учрежденная при императоре Андронике Старшем, охотно возводившем епископии на степень митрополий, потом совершенно упразднилась, частью потому, что в Литве христиан слишком мало [разумеется, конечно, Литва в собственном смысле], частью потому, что этот народ, по соседству с Русью, удобно может быть управляем русским митрополитом".

      По мнению К. Цукермана (Из ранней истории Литовской митрополии, с. 150), в приложении к Notitia 18 названы четыре митрополита, которых следовало бы вынести в самый конец списка (Галицкий, Литовский, Вицинский и Пиргийский): "Галицкого, ибо неоднократно почтенный (саном митрополита) он был низведен властью императора в епископы. Литовского, ибо единожды назначенный благоволением, (проявленным) в этом отношении покойным господином Андроником Палеологом старшим, он стал совершенно праздным [имеется в виду кафедра], как потому, что приверженцы христианства в Литве весьма малочисленны, так и потому, что этот самый народ соседствует с Русью и может запросто управляться митрополитом Руси". Возникновение этого приложения, отражающего административные изменения в Константинопольской Церкви, К. Цукерман датирует периодом между сентябрем 1347 г., когда была упразднена Галицкая митрополия, и концом 1354 – началом 1355 г, когда Литовская митрополия вновь была замещена.


Фрагмент из послания митрополита Монемвасии Кирилла 1428 г. (Chartularium Lithuaniae, p. 30)

      Aλλα περι μεν επισκοπων εξεστι μετατιθεναι ταυτας τοις βασιλευσι, τας ιδιας δ ενοριας, ειτε μητροπολεων ειτ ουν επισκοπων, ουχ εξεστι. Και που θησεις τον λεγοντα κανoνα "Εξεστι τω βασιλει περι ενοριων εκκλησιαστικων διαταττεσθαι και προνομιων". Και ου λελεκιαι μεν τουτο, ου πεπρακται δε. Αλλ ινα τα πλειστα και πανυ παρω παλαια, ου την Λιτβων, μηδ επισκοπην προτερον, αλλ ενοριαν του Ρωσιας τυγχανουσαν, ο αοιδιμος βασιλευς εκεινος κυρ Ανδρoνικoς ο Παλαιολογος ες μητροπολιν τετιμηκε και θρονον .πβ. και μητροπολιτης εκεισε προς του αγιωτατου πατριαρχου εκεινου κυρ Ιωαννου του Γλυκεος κεχειροτονητο και μετ εκεινον αυ ετερος και αυ ετεροι σοχνους τινας πανυ χρονους, καν η των πραγματων ανωμαλια τα νυν ουκ εα γιγνεσθαι. Η τοινυν παντα εκεινα και τα οντα και τα εσομενα και τα προγεγονοτα, ανατρεπτεα και καθαιρετεον, το δε παρoν κρατυνεσθω μονον σιγιλλιον, οπερ ουδεις αν ερει των παντων, η, παντων εκεινων καλως και δικαιως αει τηρουμενων, συν Θεω δ ειρησθω και τηρηθησομενων εις τους εξης απαντας και διηνεκεις χρονους, εκενο ληθης παραπεμπεσθω βυθοις, ο δη και πας οςτιςον αν ερει.

Перевод на литовский язык (Chartularium Lithuaniae, p. 31)

      O kalbant apie vyskupystes imperatorius tikrai gali jas perkelti, tačiau nei metropolijos, nei vyskupijos parapijų pakeisti negalima. Galbūt cituosite kanoną, nustatantį, jog "leidžiama imperatoriui tvarkyti bažnyčios parapijas ir privilegijas". Tai ne vien tik cituojama, bet ir daroma. Atmetant daugelį net ir seniausiųjų pavyzdžių, argi nebuvo, kad gerbiamasis velionis imperatorius ponas Andronikas Paleologas paskyrė anksčiau net vyskupija nebuvusią, bet tiktai Rusijos metropolijos dalinę Lietuvos (bažnyčią) į aštuoniasdešimt antrą sostą užimančią metropoliją? Argi jai metropolito nepaskyrė švenčiausiasis patriarchas velionis ponas Jonas Glukus ir po jo dar vienas, ir daugelį metų kiti, nors šiandieną taip nedaroma dėl reikalų netvarkos. Todėl arba derėtų visas dabar esančias, ateityje būsimas arba praeityje buvusias privilegijas atšaukti arba anuliuoti, kad dabartinė privilegija tebegaliotų viena (o tam niekas neprieštarautų), arba tegul jos, būdamos paskelbtos Dievo valia, lieka teisingai patvirtintos visam laikui ir išlaikytos amžinai visiems laikams, o jei visi pasmerktų naująją privilegiją giliai užmarščiai, dėl to tegu niekas iš tiesų neprieštarauja.


Старейшие упоминания об участии литовских митрополитов в синодах Константинопольской Церкви (Acta Patriarchatus Constantinopolitani, MCCCXV–MCCCCII, e codicibus manuscriptis Bibliothecae Palatinae Vindobonensis / Ed. F. Miklosich, I. Müller. T. 1. Vindobonae, 1860. P. 72, 143, 147)

  • Синод, состоявшийся в августе 1317 г. В числе участников названы архиереи из Руси (Ρωσιου) и Литвы (Λιτβαδων), но их имена не указаны.

  • Синод, состоявшийся в январе 1327 г. В числе участников назван архиерей из Литвы (Λιτβων), но его имя не указано.

  • Синод, состоявшийся в апреле 1329 г. В числе участников назван архиерей Феофил из Литвы (του Λιτβων και υπερτιμου Θεοφιλου).

О.Л. Fontes historiae Magni Ducatus Lithuaniae; starbel.by/dok/d311.htm, 2019.VI.21.