[XVI - первая половина XVII в.]. Житие преподобного Елисея, основателя Лавришевского монастыря (в XIII в.).
Оригинал и списки жития не сохранились. Фрагменты известны в изложении историка XVII в. Альберта Виюк-Кояловича, который напечатал их в 1650 г., сославшись на житие преподобного Елисея, написанное на церковнославянском языке. См.: Miscellanea rervm ad statum Ecclesiasticum in Magno Litvaniae dvcatv pertinentium / Collecta ab Alberto Wiivk Koiałowicz, Societ. Iesv, S. Theol. Doct. Almae Vniuersitatis Vilnensis Procancellario, & Ordinario S. Theol. Professore. Vulgata Svperiorvm permissv. Vilnae: Typis Academicis, Anno Domini 1650. P. 8, 36.
Один фрагмент посвящен собственно биографии преподобного Елисея, а в другом, помещенном в разделе о религиозных достопримечательностях ВКЛ, говорится о могиле святого. Кроме жития Виюк-Коялович пользовался и некоторыми другими источниками, откуда он, например, почерпнул данные о том, что Елисей был сыном литовского князя Тройденя. Остается предполагать, что житие на церковнославянском языке было составлено в связи с канонизацией преподобного Елисея в Вильно в 1514 г.
Текст воспроизводится по изданию А. Виюк-Кояловича. Перевод с латыни мой.
|
Фрагмент первый (Miscellanea rervm, p. 8)
B. Helisaevs Confess. Abbas Monasterii Lawraszensis, natus Illustribus in Lituania parentibus; si non fallunt aliqui Troydeno Duce Lituaniae patre. Primum in aula M. Ducis Lituaniae (fortasse Mendogi) primas obtinendo partes, vitam illam cum omni virtutum cultu coniunxit. Deinde vitae solitariae amore captus secessit ad occultum locum paludibus cinctum; ubi a quopiam Monacho Ord. S. Bas. M. repertus, habitum et vitae religiosae normam sumpsit. Confluentibus pluribus, ad simile institutum vitae assumendum, Monasterium et Templum exaedificauit. Post plures annos in virtutis exercitiis consumptos, a quodam iuuene Energumeno noctu interfectus est 23 Octob. Iuuenis hic contactu corporis emortui; a daemone liberatus est et exinde sepulchrum eius miraculis clarere caepit. A synodo Prouinciali, praesidente Iosepho Soltano Metropolitano vnito, in numerum Beatorum relatus anno 1514, officio Confessoris a Russis vnitis die 23 Octobr., in hunc diem, colitur.
|
Преподобноисповедник Елисей, игумен Лавришевского монастыря, происходил от известных в Литве родителей; если некоторые не ошибаются, его отцом был литовский князь Тройдень. Занимая первоначально видное положение при дворе великого князя литовского (возможно, Миндовга), он сочетал такую жизнь с попечением о взращении всяческих добродетелей. Наконец, побуждаемый любовью к уединенному образу жизни, он удалился в сокровенное место, окруженное болотами, где принял обычай и устав духовной жизни, изобретенный каким-то монахом Ордена святого Василия Великого1. Когда к нему стеклись многие люди, желавшие проводить такую же жизнь, он построил монастырь и церковь. После многих лет, проведенных в подвигах благочестия, он был убит ночью 23 октября каким-то юношей, который был одержим бесами. Юноша этот, прикоснувшись к телу убиенного, освободился от беса, и после этого могила [преподобного Елисея] стала славиться чудесами. На областном соборе, который состоялся под председательством митрополита Иосифа Солтана в 1514 г., он был причислен собравшимися русинами к лику святых в чине исповедника 23 октября, в который день и отмечается его память.
1 Речь идет, вероятно, об уставе иноческой жизни, составленном св. Василием Великим.
|
Фрагмент второй (Miscellanea rervm, p. 36)
Lawryszewiae in templo Ritus Graeci sepvlchrvm D. [sic] Elisaei Confes.
Non multum distat Nowogrodeco, et Nemeni ripa, locus Lawryszewo dictus. Monasterium olim ibi amplum erat, Ord. S. Basil. M., a B. Elisaeo Confess. eiusdem Monasterii Abbate exaedificatum: nunc tantum pagus est, et ad paum Ecclisia, Nouogrodensi Vnitorum Monasterio subiecta, in qua ostenditur sepulchrum praedicti B. Elisaei. Celebris antiquitus hic locus, maxime quod ex deuota visitatione sepulchri, praesentissimum ad pellendos de obsessis corporibus Daemones remedium habebatur. Alexandro Rege Poloniam atque Lituaniam gubernante Scythae Duce Mengereio regulo, Lituaniam insperato aggressi, cum circa Nouogrodecum quaqua versus latissime omnia populati fuissent: Monasterium ac templum Lawryszewiense inuadere non sunt ausi: videbatur enim barbaris, quod clausae sepibus areae selecto hastato equite impletae essent, cum nemo militum reuera ibi existeret. Hinc deinde maior loco apud vulgus religio accessit. Ex vita eiusdem Schlauonice conscripta.
|
В Лавришеве в церкви Греческого обряда могила преподобноисповедника Елисея.
Неподалеку от Новогородка и от реки Неман находится место, называемое Лавришевом. Когда-то здесь был большой монастырь Ордена святого Василия Великого, построенный преподобноисповедником Елисеем, игуменом этой обители. Теперь на этом месте только село и при этом селе церковь, относящаяся к Новогородскому униатскому монастырю; в этой церкви показывают могилу вышеупомянутого преподобного Елисея. Это место издавна знаменито, в особенности тем, что люди, приходящие благоговейно на эту могилу, незамедлительно получали исцеление, избавляясь от владевших их телами бесов. Когда в Польше и Литве правил король Александр, скифы во главе с царьком Менгли-Гиреем неожиданно напали на Литву, и вокруг Новогородка везде на широком пространстве все было опустошено, однако вторгнуться в монастырь и в церковь в Лавришеве они не дерзнули: варварам показалось, что огороженные стенами внутренние дворы были наполнены отборной конницей, вооруженной копьями, хотя в действительности никаких воинов там не было. После этого то место стало еще больше почитаться в народе. Из жития преподобного Елисея, написанного на славянском языке.
|
О.Л. Fontes historiae Magni Ducatus Lithuaniae; starbel.by/dok/d361.htm, 2019.XII.06.
|